Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Буржуазная публика и импрессионизм в Салонах XIX века

Буржуазная публика и импрессионизм в Салонах XIX века

Импрессионизм в Салонах XIX века

Импрессионизм в Салонах XIX века

Буржуазная публика по отношению к художникам едва ли не с самого начала своего существования занимала позицию антагониста. (Исключение, разумеется, составляли художники типа бальзаковского Пьера Грассу.) Различными были не только их вкусы, само понятие «искусство» воспринималось ими в разных аспектах.

Для художника искусство — это мировоззрение, выраженное в образной форме, для его антагониста — объект развлечения (когда он является в роли обывателя) или покупки (если он выступает как буржуа). Его суждение о картине всегда носило потребительский оттенок, обусловленный либо ее продажной стоимостью, либо вопросом, можно ли данную картину повесить в гостиной.

Этим эстетическим потребностям буржуазии и отвечала в целом та художественная продукция, которая выставлялась в Салонах — больших, курируемых правительством выставках — и которая получила со временем обобщенное наименование «салонного искусства».

Салоны в XIX веке представляли собой типичное буржуазное учреждение. Художники все меньше работали на конкретного заказчика, все больше — на рынок. Салоны были местом, куда они посылали картины для продажи, а публика, посетители являлись потенциальными покупателями. В середине века коммерческий дух, царивший в Салонах, стал особенно ощутим, что заставило Энгра охарактеризовать их как «лавку по продаже картин».
Здесь искусство было сработано по мерке обывателя: «величие» олицетворялось в портретах государственных деятелей, «философия» была выражена в образах и сюжетах античных или библейских, но во всяком случае знакомых публике по школьным учебникам, «красота» — в изображении красивых женщин, «чувство» — в мелодраматических ситуациях.

Имели успех в Салонах и картинки из народной жизни, предпочтительно анекдотического или сентиментального свойства. При этом все произведения отличала известная мастеровитость, та ремесленная добротность, которая обычно столь мила сердцу буржуа. (Положение не меняло и то обстоятельство, что в Салонах — ибо это было единственное место, где художник мог установить контакт со зрителем, — выставлялись все крупные мастера XIX века: Делакруа, Курбе, барбизонцы. Погоду делали не они.)

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *