Четыре группы «критиков» импрессионизма по Рейтерсверду | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Четыре группы «критиков» импрессионизма по Рейтерсверду

Четыре группы «критиков» импрессионизма по Рейтерсверду

Всех «критиков» импрессионизма Рейтерсверд делит на четыре группы:

  1. критиков старшего, в основном, поколения, видевших в новой живописи прежде всего продолжение натурализма;
  2. сторонников, как он их называет, «имитационной точки зрения», то есть тех писателей, которые подчеркивали реалистически-познавательный характер импрессионизма;
  3. затем — позитивистов, истолковывавших импрессионизм с «научной» точки зрения как явление в первую очередь чисто оптического порядка;
  4. и, наконец, представителей четвертой группы, той, которая, по мнению автора, наиболее правильно почувствовала суть импрессионизма. «

Почувствовала, но отнюдь не приняла, ибо, как ни парадоксально, в эту группу входят прежде всего противники нового искусства, которые видели в новой живописи только «сумбур» и «хаос». Рейтерсверд, однако, именно в этом усматривает первое признание спонтанности импрессионистического метода, о чем можно узнать на http://muradeli.ru.

Недостаток «критиков» импрессионизма по Рейтерсверду

Основной недостаток классификации Рейтерсверда — в ее неподвижности, ее недиалектичности. Во-первых, в какой-то мере правы представители всех групп. Импрессионизм и развивал традиции реализма, и открывал новые законы, и акцентировал момент визуального восприятия, и предполагал большую (по сравнению с «классической» живописью) спонтанность выражения.

Но Рейтерсверд выбрал только одно его свойство и, абсолютизировав его, пришел к невероятным выводам. Кроме того, мнения этих групп критиков, которые у Рейтерсверда предстают в неподвижной обособленности, вне временной протяженности, на самом деле были обусловлены процессом постепенного усвоения импрессионизма обществом, или, если (угодно, процессом втягивания импрессионизма в орбиту мировой культуры.

Он (этот процесс) развивался медленно. Сначала в нем видели лишь продолжение старого. Когда разрыв со старым искусством стал очевидным и бесповоротным, кое-кто из прежних доброжелателей от импрессионизма отказался. Зато на сцену выступило обновленное понимание импрессионизма — как искусства, отражающего мир в ином аспекте, чем искусство старое, как фиксация тех закономерностей, которые ранее ускользали от глаз художников.

Но это признание новых объективных закономерностей в эпоху, буквально пропитанную позитивизмом, получило побочное, хотя и неверное, но исторически объяснимое толкование: сторонники позитивизма считали импрессионизм чем-то вроде несовершенного дивизионизма, который в свою очередь являлся лишь образным доказательством теории Шеврейля.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *