Цветовая стихия импрессионистического пейзажа
Из двух компонентов импрессионистического пейзажа один был переменным — сюжет, мотив, другой постоянным — это свет. Не то чтобы он не менялся, но постоянной оказывалась его суть, его объективная субстанция, не зависящая от нашего эмоционального отношения.
И она-то превращала импрессионистический пейзаж (конкретный пейзаж) в изображение некоей цветовой стихии. Свет (причем именно «свет», а не «освещение») становится решающим фактором в системе импрессионизма. Он определяет важнейшие изобразительные средства — цвет и живописную фактуру.
Как уже говорилось, фактура у импрессионистов не только свидетельствует об импульсивности их живописи (что абсолютизирует Рейтерсверд), но передает материальность света, его физическую ощутимость, его конкретность. Слова великого физика Р. Майера, сказанные в 1884 году: «Не существует никаких нематериальных материй» — могут быть процитированы на muradeli.ru и перед их полотнами.
Эволюция импрессионистической живописи
Однако для мирового искусства перспективное значение имело прежде всего новое понимание цвета, его новая роль в живописи. «Цветовые эквиваленты» импрессионистов фиксировали неразличимые глазом, но логически необходимые явления. «Наглядность» в живописи также перестала совпадать с «истинностью», как и в науке. Закон относительности «очевидного» и закон единства «видимого» и «невидимого» определяют эволюцию импрессионистической живописи в той же мере, как и эволюцию современной ей физики.
Добавить комментарий