«Экс-импрессионисты» — «интенционисты»
Молодая писательница была исполнена недоверия к импрессионистам, которое вызвала у нее выставка 1874 года. Цитатой из Шербюлье она пыталась определить их истинное лицо, считая этих художников сборищем мистификаторов, а словами из «Западни» Золя — разоблачить их злостные намерения «заткнуть глотку» критике. Ее оппонент обращал внимание на то, что растерянность, испытываемая на выставке импрессионистов, возможно, вызвана не недостатками картин, а наличием недостатков у тех, кто пытался судить о них: «Мы знаем, что произошло в 1830 году.
Критика была сбита с толку бунтом бесчисленной толпы художников. Именно в тот момент, когда ее метод достиг совершенства, когда ей наконец удалось свести наблюдения в систему и на основе своего большого опыта сформулировать твердые Правила, именно в тот момент, когда критика сочла себя в состоянии точно определить законы прекрасного, выступило новое, совершенно непредусмотренное в искусстве, направление. Оно опрокинуло все ее предыдущие теории.
Эти мятежники, для вящего примера, заслуживали наказания. Они были безжалостно осуждены. Повлечет ли за собой вторжение интрансигентов какие-нибудь новые столкновения? Будем надеяться, что критика как последняя инстанция выскажет свое мнение. Мы знаем, как она относится к новаторам в искусстве. Может быть, она окончательно докажет несостоятельность импрессионистов. Или же она, уверенная в том, что характерные для каждой эпохи стремления находят выражение в перестройке искусства, окажется в состоянии объяснить взаимосвязь между нашими современными обычаями и революцией новых пророков.
Особенности, отличающие интрансигентов, — небрежность исполнения, бедность тематики, так защищаемые ими, мнимое впечатление мгновенности, к которому они прежде всего стремятся, намеренное отсутствие связи в элементах картины, смелые цветовые эффекты, пренебрежение формой, неподдельная наивность, которую они, ничтоже сумняшеся, смешивают с изысканнейшей утонченностью.
«Экс-импрессионисты»-«интенционисты»:
«Способ создания импрессионистской живописи, которая поистине производит впечатление на людей, проходящих внизу». Карикатура Шама в «Charivari» от 15 апреля 1877 г. в связи с третьей выставкой импрессионистов.
Это тревожное нагромождение противоречий и слабостей соответствует в некоторой мере тому хаосу враждующих между собой сил, которые раздирают нашу эпоху. Искусство с неясными целями и небрежным исполнением наиболее точно отражает неустойчивость и прозаичность нашего времени. Если бы эта гипотеза была принята, интрансигенты больше не считались бы неисправимыми эксцентриками.
Тогда можно было бы согласиться на серьезное их обсуждение, оценить те их работы, в которых они сумели соединить свою технику со своими теоретическими положениями. Иногда их можно было бы пожурить за убогое и вялое исполнение, нечеткий рисунок и злоупотребление кричащими цветовыми эффектами, плохо выражающими гармоничную согласованность линий и красок, в какой природа предстает перед нами с первого взгляда.
Добавить комментарий