Импрессионизм — из гонимого и презираемого превратился в самое значительное явление в искусстве
В 1878 году Мариус Шомелен, критик, писавший по вопросам искусства в справочном издании Ларусса, следующим образом охарактеризовал импрессионистов в шестнадцатом томе Большого универсального словаря: «Импрессионист — художник, открыто претендующий на изображение вещей в соответствии со своими личными впечатлениями, не считаясь с общепринятыми правилами». Определение Шомелена сопровождалось комментарием, состоящим из газетных и журнальных отзывов, в основном враждебных импрессионизму.
Рейтерсверд, таким образом, совершенно справедливо относит это суждение к «критике» импрессионизма. Можно даже сказать, что оно представляет собой своего рода формулу тогдашнего представления о новой живописи.
Удивительным, однако, является тот факт, что определение Шомелена на протяжении почти столетия бралось за основу многих характеристик импрессионизма. А между тем за это время понимание объективной реальности, в XIX веке совпадавшей с очевидностью, претерпело значительную трансформацию.
Изменение отношения к импрессионизму
Изменилось и отношение к импрессионизму — из гонимого и презираемого он превратился в едва ли не самое значительное явление в современном искусстве, но сами импрессионисты (может быть, отчасти в том виноват был термин) по-прежнему трактовались как изобразители «личных впечатлений». Художники, ставившие своей целью бескомпромиссно верное изображение природы, третировались (или превозносились) как законченные субъективисты, навсегда заразившие искусство индивидуальным произволом. (Рейтерсверд и сам стоит на такой точке зрения, но об этом речь ниже.)
В связи с этим неоднократно делались попытки объяснить импрессионизм, отталкиваясь от известного высказывания Золя, в котором он сформулировал свое требование якобы субъективной, на самом же деле индивидуальной интерпретации действительности, определив (искусство «кусочек природы, рассмотренный сквозь тот или иной темперамент».
Добавить комментарий