Искусствоведы Л. Вентури и Д. Ревалд — об импрессионизме | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Искусствоведы Л. Вентури и Д. Ревалд — об импрессионизме

Искусствоведы Л. Вентури и Д. Ревалд — об импрессионизме

Л. Вентури

Л. Вентури

За последние тридцать лет, еще перед распадом СССР, советская литература об импрессионизме обогатилась рядом переводных работ зарубежных искусствоведов. Среди них видное место занимают капитальные исследования из числа тех работ, которые принято называть основополагающими. В 1959 году вышла на русском языке книга Л. Вентури «От Мане до Лотрека», вслед за ней была переведена «История импрессионизма» Д. Ревалда, а не так давно — известные «Архивы импрессионизма»: сборник писем и документов, без которого не обходится ни один историк искусства нового времени. Несправедливая оценка импрессионизма, которая некоторое время господствовала в советском искусствоведении, не сразу уступила место более объективной точке зрения. Это явилось частичной причиной отсутствия в нашей литературе аналогичных фундаментальных работ. Данное обстоятельство побуждает нас с особым вниманием относиться к переводным трудам.

Новый угол зрения, под которым рассматривается импрессионизм

Появление каждой новой книги обязывает дать критическую оценку содержащемуся в ней материалу и идеям автора. Поэтому мы, на нашем сайте закономерно задаем вопрос: какие достоинства послужили причиной ее перевода, что нового может дать она нашему читателю, теперь уже достаточно искушенному в литературе об импрессионизме? Имя О. Рейтерсверда уже не первый раз встречается в литературе на русском языке. В 1965 году был издан перевод его монографии о К. Моне, написанной в 1948 году. Книга «Импрессионисты перед публикой и критикой» написана автором четырьмя годами позже. Вышедшая в свет уже после капитальных работ Вентури, Ревалда, Базэна , она, однако, вносит существенные коррективы в целый ряд вопросов, исправляет отдельные неточности предыдущих авторов и дает читателю как в основной части, так и в обширном комментарии большой добавочный материал. Однако главное достоинство работы Рейтерсверда не в этом.

Главное — тот новый угол зрения, под которым автор рассматривает импрессионизм. Основной интерес Рейтерсверда вызывают не факты жизни и творчества импрессионистов и даже — это приходится утверждать лишь с известными оговорками — не само их искусство, а та реакция, которая была вызвана импрессионистической живописью, тот, пожалуй, не имеющий прецедента в истории конфликт, возникший между художниками, с одной стороны, и критикой и публикой (в данном случае они были заодно) — с другой.

Этот конфликт имеет принципиальное значение для понимания сущности импрессионизма. Между тем его суть оставалась в тени в работах упомянутых выше исследователей. Каждый из них рассматривает импрессионизм с определенной точки зрения. Ревалд очень добросовестно и очень тактично восстанавливает ход событий в годы «героического периода» импрессионизма. Умело цитируя высказывания художников, автор добивается того, что они предстают перед читателем как живые. Но если мы заранее не представляли себе искусство импрессионистов, книга Ревалда нам его не объяснит. Ибо это в первую очередь история событий, а не история искусства в точном смысле слова.

Импрессионизм

Импрессионизм

Вентури, напротив, очень четко ограничивает свою задачу анализом творчества ведущих мастеров импрессионизма. Именно творческий путь каждого из них прослежен с предельной ясностью, его этапы конкретизированы разбором определенных произведений и выводы (пусть не всегда правильные) сформулированы в строгом соответствии с тем пониманием пластической сущности импрессионизма, которого придерживается автор.

Однако подобное намеренное изолирование процесса художественного творчества не объясняет, в конце концов, почему большинство современников отказывалось понимать импрессионизм. Несоответствие художественных идеалов импрессионистов и «публики», послужившее причиной длительного (и трагического для художников) отрицания нового искусства, находится в данном случае вне поля зрения критика. Но это только в данном случае. Ибо во вступительной статье к «Архивам импрессионизма» Вентури первым среди искусствоведов обращается к изучению критики импрессионизма, предвосхищая в этом Рейтерсверда.

Он ограничивается, однако, анализом положительных рецензий, стоя на позициях диаметрально противоположных автору данной книги. Таким образом, установки обоих авторов, в какой-то мере друг друга исключающие, еще не дают полной картины импрессионизма как крупнейшего художественного явления во французском (и европейском) искусстве второй половины прошлого века.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *