Картины, выставленные на первой выставке живописи «Общества художников» | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Картины, выставленные на первой выставке живописи «Общества художников»

Картины, выставленные на первой выставке живописи «Общества художников»

На первой выставке живописи «общества художников» рядом с работами фаланги молодых висели миниатюрные копии на эмали с произведений Рафаэля, исполненные Альфредом Мейером, традиционные этюды побережья Кальса, охотничьи сцены де Молена, лунные ландшафты Бюро, изображения собак — «Цезарь», «Юпитер» — графа Лепика, итальянские зарисовки Ниттиса и испанские — Колена и Луи Дебра с видами Сан Хуан де ля Розит.

Из произведений Астрюка была представлена картина «Неравный брак» и множество акварелей, собранных в двух огромных рамах, среди них «Сомнамбулическая сцена», «Интерьер кабачка» и др. Кроме того, был выставлен большой картон Брандона — «Мощи святой Бригитты на процессии в Риме в 1392 году».

Бракмон прислал дюжину гравюр — портреты Бодлера, Теофиля Готье, Эрнеста Гошеде, Альфонса Легро, а также несколько гравюр с работ других авторов: «Локомотив» Тернера, «Диван» Мане. Огюст Оттен, кассир Общества, выставил три выполненные в бронзе уменьшенные копии со своих скульптур для фонтана Медичи в Люксембургском саду, мраморную группу «Амур и Психея» и несколько терракотовых бюстов, в том числе портрет Энгра. Буден показал в числе других четыре пастели — прелестные эскизы облаков, — а Бельяр несколько пейзажей из Понтуаза, один из которых изображал улицу Эрмитаж, где жил Писсарро. Дега был представлен десятью работами на разные сюжеты: скачки, прачечные и сцены из театрального мира, среди последних — «Танцевальный класс» и «Репетиция балета на сцене» (обе картины хранятся теперь в Лувре), а также картину «За кулисами», изображающую ученицу, которая в тени кулис наблюдает за своими товарками, упражняющимися в антраша на освещенной сцене.

Ренуар дал на выставку свою знаменитую картину «Ложа» и женскую головку — вещи, написанные в темных, довольно мрачных тонах. Более привлекательными казались его две только что оконченные однофигурные работы в свежем, беглом исполнении — «Парижанка», с преобладанием синего в синем — картина была приобретена Анри Руаром, — и молодая балерина, позирующая в балетных пачках.

Французская пресса

Карикатуры Жюля Ренара в «Charivari», 1873 г.

Карикатуры Жюля Ренара в «Charivari», 1873 г.

Ко всему этому добавьте картины пяти «бунтовщиков», во главе с Моне, который выставил работу, едва ли соответствовавшую его тогдашним устремлениям. Это была большая, бравурно выполненная сцена — завтрак с Камиллой Донсье, ее сыном Жаком и еще двумя сидящими за накрытым столом женщинами. Картина была написана им в Фекане в 1868 году и отвергнута Салоном в следующем. Моне оказался весьма проницательным, показав эту работу. На выставке она вызвала всеобщее восхищение.

Иная судьба постигла его остальные произведения: «Бульвар Капуцинок», серию пастелей и «впечатление от восхода солнца», привезенное из Гавра!. Берта Моризо прислала три свои наиболее значительные работы последних лет: «Колыбель», «Прятки» и «Чтение»; на последней картине изображена мадам Понтийон, сидящая на траве и поглощенная чтением книги.

Наибольший успех из работ Моризо имел небольшой пастельный портрет мадемуазель Тома. Гийомен выставил три пейзажа, Писсарро — пять, среди которых были «Сад» и «Иней», где тени невидимых деревьев выходят за рамки картины, — прием, заметим в скобках, смутивший некоторых зрителей.

Сислей также выставил пять пейзажей, из коих больше всего хвалили «Иль де ля Лож», а «Зимний вечер в Пор-Марли» больше всего критиковали. Как того и ожидали «бунтовщики», их друзья-писатели бросились в бой, чтобы популяризировать выставку и выдвинуть на передний план работы своих товарищей. Лучшей рекламы, чем статья дрвильи в «Le Rappel», появившаяся на следующий день после вернисажа, нельзя было и придумать. Автор утверждал, что на выставке нельзя найти ни одного местечка, ни одного уголка, где бы не было поразительных произведений искусства, и особенно восхвалял большое полотно Моне с видом улицы — «калейдоскопическая» картина жизни Парижа», выполненная «с беспредельной элегантностью и блеском».

Но эта статья была не критична и чрезмерно лицеприятна. У доброго дЭрвильи отсутствовало понимание собственно живописных проблем, его единственным руководством во всех вопросах эстетики была ограниченная поэтика натурализма.

Рецензия Армана Сильвестра под заголовком «Выставка бунтовщиков»

В «L Opinion nationale» появилась длинная рецензия Армана Сильвестра под заголовком «Выставка бунтовщиков». Его критика была гораздо более интересной и прогрессивной, чем критика его собрата-поэта, хотя понимание искусства и не очень отличалось от позиций, характерных для его поколения писателей.

Во всяком случае, в ней имеются достойные внимания попытки углубить взгляды на живопись. Арман Сильвестр исходил из представления, которое разделялось многими современниками, заключавшегося в том, что в живописи следовало различать две противоположные тенденции — ту, которая дает «впечатление» («импрессию»), то есть чистое зрительное изображение, и ту, что дает «выражение» («экспрессию»), то есть материал для мышления и эмоционального восприятия. Это художественное учение придавало критике Сильвестра большую гибкость.

Он считал, что различные задачи требовали различных видов изображения, мера видимого изображения и литературное содержание должны по-разному соотноситься между собой. В искусстве не должны отбрасываться ни тенденция, сводимая только к ощущениям, которые создаются яркостью и красочностью живописи, ни несколько, по его мнению, прямолинейная тенденция, идущая от разума и окрашенная чувством.

Когда Сильвестр оценивает произведение как «завершенное», это является наивысшей похвалой. В таких случаях он считает, что художник нашел правильное соотношение импрессии и экспрессии.

Но живопись Моне и его друзей в данном случае не получила оценки Сильвестра как «завершенная» и никогда не могла бы ее получить. Это была трудно разрешимая проблема для поэта: техника живописи «бунтовщиков» не соответствовала тому, о чем он высказывал суждения прежде.

В ней наряду с отчетливыми мазками кисти соседствовали и размытые контуры, что было своего рода непозволительным упрощением. Для характеристики этой новой техники он прибег к новому способу объяснения, назвав «декоративной» функцией в живописи, — этой точки зрения на искусство друзей он придерживался в течение многих лет.
Его рецензия на выставку, по существу, была повторением того, что он ранее писал о своих друзьях. Но для того чтобы привлечь большее внимание к их дебюту, возбудить любопытство, он заострил свою критику, рассматривая характерные черты их живописи как несколько рискованные.

Они пошли на штурм новых идеалов, не заботясь о необходимом равновесии между импрессией и экспрессией картин. Тем не менее результатом явился декоративный, визуальный эффект, который своей силой должен возбудить интерес и восхищение зрителей. Ренуара он сравнивал с отважным Гойей, изображая его как художника, находящегося в пути, с еще не понятным обобщением, но пленительным методом исполнения. Моне был назван самым талантливым и самым дерзновенным в группе.

К. Моне. Бульвар Капуцинок. 1873 г.

К. Моне. Бульвар Капуцинок. 1873 г. 60 X 80 см. Выставлялась на первой выставке импрессионистов.
Каталог, № 97. Первоначально находилась в собрании Жана Батиста Фора

Но в картине, изображающей восход солнца, он зашел в эксперименте слишком далеко и потерпел неудачу. Берту Моризо он восхвалял за гибкость и силу в пастельном портрете мадемуазель Тома, который является знаменательным образцом живописи дебютантов. Самые восторженные похвалы Сильвестра выпали на долю Сислея:
«Две картины Сислея, где смелость, мне кажется, привела к наибольшему успеху, — это «Сад» и «Вид из Пор-Марли». В последней достигнуты наиболее неожиданные сочетания цветов — синего и различных тонов желтого, интенсивность которых доведена до необыкновенной силы. В подобных испытаниях диапазона цветовой гаммы и возможностей преломления мы должны видеть заслуги и смысл в исканиях этого направления».

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *