Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Критика живописи импрессионизма Шарлем Биго и Бонвилем

Критика живописи импрессионизма Шарлем Биго и Бонвилем

Критика живописи импрессионизма Шарлем Биго

Наиболее меткая отрицательная характеристика в критических обзорах того времени была дана в статье Шарля Биго, опубликованной в «La Revue politique et litteraire».» Он не осудил ни одной черты у импрессионистов, но подверг их анализу. Он протестовал:

  • против тенденции ломать принятые, законченные формы;
  • против небрежности в моделировке тел, расплывчатости контуров;
  • против их попыток приравнять к техническому принципу работу кистью, где каждый мазок рассчитан на то, чтобы быть замеченным, где каждое цветовое пятно располагается изолированно от следующего;
  • против дисгармонии в колорите;
  • против их программы, возводившей незавершенность исполнения, эскизность в ранг художественной формы.
Э. Дега. Балетный класс. Деталь. 1875

Э. Дега. Балетный класс. Деталь. 1875

Биго подчеркивал, что его суждения не являются окончательными. Но он не обнаруживал признаков улучшения и подтвердил характеристику, данную им импрессионистам на выставке 1874 года, когда он сравнивал их с личинкой бабочки: «Так что ж, бабочка, кажется, не вылетает из кокона? Наоборот, некоторые, например Писсарро, как будто регрессируют. Они пытаются ежедневно развивать свои принципы и разбивают головы в кровь о невозможное».

Тон Биго был разумным, и он считал своим долгом судить мягко, сохраняя выжидательную позицию: «Нельзя лишать мужества людей, увлеченных экспериментом, они могут быть или смелыми, или глупыми, ибо, во-первых, они экспериментируют на свой страх и риск, и, если им не повезет, они сами поплатятся за это. Во-вторых, никогда нельзя знать, что может получиться из опыта, пока он не закончен».

Критика живописи импрессионизма Банвилем

Банвиль тоже старался быть умеренным в своей критике. Он признавался: «Я судил бы полотна импрессионистов гораздо строже, если бы увидел их под официальной стеклянной крышей Дворца промышленности, но не следует обрушиваться на маленькую группу, достойную двойной похвалы за то, что они ищут самостоятельную манеру письма и смело подвергают ее суду общественности».

Его внимание прежде всего привлекло комбинирование красок импрессионистами. По его мнению, художники создали свой собственный колористический синтаксис, достойный одобрения за смелую гармоничность, тональность которого, однако, слишком напоминала некоторые пугающие явления в музыке. Импрессионисты со своей свободной игрой цвета были вагнерианцами в живописи!

Из естественной и непосредственной реакции против корректной и вылизанной академической живописи, против бархатистого мерцания Бугеро и искусственности Кабанеля, против ничего не говорящей вычурности или попросту обмана возникло стремление импрессионистов к упрощению — цель, заслуживающая одобрения! Они используют элементарные тона, которые в высшей степени напоминают вагнеровские методы.

Эти художники пренебрегают формами так же, как создатель «Тангейзера» презирает мелодию, они добровольно обезглавливают идеал, чтобы добиться большей силы и мужественности. Эту позицию можно одобрить. Я со своей стороны осуждаю ее. Но если в музыке существует вагнеровское направление, почему в живописи не может быть импрессионизма? Область искусства достаточно обширна, чтобы вместить всевозможные серьезные опыты, в том числе и этот.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *