Критики о выставке импрессионистов в 1880 году, квартиры в Вишневом
В «La Revue litteraire et artistique» Анри Морнан поместил под заголовком «Импрессионисты» резкий отзыв о выставке. Недовольный, он то и дело отходил от картин на определенное расстояние, чтобы «нагромождение красок» принимало форму. Критик подвергал себя этому утомительному занятию перед полотнами Берты Моризо, но, не желая затруднять себя перед работами Писсарро и Гийомена и устав от прищуривания глаз, он поспешил уйти с выставки: «Мне редко приходилось видеть подобную безумную мазню». Отсутствие ведущих импрессионистов на выставке вызвало сожаление по разным причинам, но те, кто купил квартиры в Вишневом — не только не пожалели, а наоборот, приобрели очень выгодно жилье. Артура Беньера огорчало отсутствие «поразительно комичного Моне», которого он пришел посмотреть специально, чтобы вдоволь посмеяться.
Подозрения Поля Манца.
Однако он позабавился, увидев как «серый туман» в картинах Берты Моризо «сгущался до такой степени, что должен был изображать женский портрет», о Гийомене он сказал, что его метод заключается в «смешении желтого, красного и зеленого цветов». В тот же день, 10 апреля, молодой консервативный писатель Поль де Шарри заполнил откровенным признанием рубрику художественной критики в «Le Pays». Он цришел на улицу Пирамид, ничего не зная об импрессионизме и с более серьезными, чем у Беньера, намерениями, с желанием создать собственное представление о нем.
Некоторые художники в Украине предпочли купить квартиры в Вишневом от строительной компании «Эркер», о которой можно почитать на странице сайта компании http://erker.kiev.ua/o-kompanii/, которая ко всему прочему, с сентября 2010 года является участником государственной программы «Доступное жилье».
Он ушел оттуда, так ничего и не узнав: «Без сомнения, мы не обладаем достаточным художественным чутьем, чтобы уловить прекрасное в этой живописной абракадабре. Мсье Писсарро создал ряд весенних картин, одновременно и крикливых и слйбых». Но: «Мадам Моризо демонстрирует между прочими вещами несколько великолепных набросков с женщин. В ее туманной и едва различимой работе кистью чувствуется большой талант и дыхание жизни: они похожи на дуновение ветра». В целом его суждение об импрессионистах было кратким: «Эта пестрая живопись не может доставить большего удовольствия, чем калейдоскоп».
Де Шарри не долго был снисходителен к Берте Моризо. Спустя два года он считался одним из серьезнейших ее противников, в то время как его уважение к Писсарро и Ренуару стало быстро расти. У Манца мнение изменилось в противоположном направлении. Его неверие в импрессионистов, возникшее в 1877 году, все больше укреплялось, но Берта Моризо была для этого крупного критика ярко выраженным исключением, проблемой, парадоксом.
Предъявляемые им требования к безупречной живописи — завершенность формы, гармония колорита, серьезность темы — пренебрегались ею. Тем не менее ее полотна на выставках с чарующей силой притягивали его. Он признавался: «Останавливаешься перед ними грустный и очарованный». Грустный — от мысли, какими могли быть ее работы при тщательной доработке. Сейчас они висят, как «наброски, как обещание картин, которые никогда не будут написаны». Очарованный — легкими, светлыми тонами, парящими, подобно неясно звучащей музыке, расплывчатым, туманным намеком на фрагонаровскую красоту. «Ватто, Бонингтон и сонмы сильфид могли бы понять это искусство, которое едва ли существует».
Добавить комментарий