Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Мнение Рейтерсверда в отношении пейзажной живописи импрессионистов

Мнение Рейтерсверда в отношении пейзажной живописи импрессионистов

Впрочем, в отношении пейзажной живописи Рейтерсверд готов признать, что здесь утверждение о передаче импрессионистами атмосферных и световых явлений звучит «правдоподобно». Однако он указывает на то, что и портреты и жанровые сцены, написанные ими, отличает та же резкая «диссонирующая» красочная гамма и та же «импульсивная» живописная фактура.

Это ли не «спонтанная» живопись? Ведь световые и атмосферные явления тут ни при чем, а объяснения Рейналя и Вентури, что импрессионисты таким образом вначале писали только воду в пейзажах, а потом стали писать и все остальное, — звучат явно неубедительно.

Пейзажная живопись импрессионистов

Пейзажная живопись импрессионистов

И в этом Рейтерсверд прав. Однако дело здесь все-таки не в «спонтанности» а в самом мировосприятии художников. Вентури рассматривал манеру живописи импрессионистов, сложившуюся, когда они писали воду, — как «элемент стиля». Объяснение же перенесения данной манеры на изображение других предметов можно найти лишь в том, что вода воспринималась импрессионистами как материя, находящаяся в движении, как подвижная реальность, как стихия. Такая же стихия, какой для них стал свет.

Но ведь и весь мир для этих живописцев являлся некоей движущейся материальной субстанцией. И перенесение словно бы случайно найденных приемов на изображение всех вещей происходит потому, что мир для них — это единая движущаяся материя, требующая от художника единой живописной манеры.

Этому служит у импрессионистов и композиция, и свето-цветовая разработка полотна, и динамичный мазок, который, ослабляя впечатление предметности, в то же время выявляет материальность света. Именно всем сказанным объясняется и столь заботящая Рейтерсверда «декомпозиция» картин у импрессионистов.

Отношение Рейтерсверда к критикам

Свое отношение к критикам, писавшим об импрессионизме, Рейтерсверд строит на основе сходства или несходства их взглядов с его собственной теорией. Порою он явно пристрастен. Статьи Теодора Дюре он называет «бесконечно наивными», разумеется, за попытку увидеть у импрессионистов «верность природе».
По той же причине «пустыми», «дилетантскими», «никого не убеждающими» названы статьи Жоржа Рйвьера в «Импрессионисте». Автор третирует и Дюранти, поскольку тот высказал умеренность по отношению к импрессионизму.

Эта умеренность не помешала ему, однако, первым понять принцип разложения света у импрессионистов. Впрочем, Рейтерсверд это отрицает.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *