Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Не признание импрессионизма

Не признание импрессионизма

История непризнанных художников — отнюдь не прерогатива XIX века. Но только XIX век довел этот конфликт до конца, до предельной обостренности, до общественного скандала, сделав его тем самым необходимым фактом истории искусства. Только в XIX столетии антитеза «художник» — «общество» обнаруживает столь разительное несоответствие: с одной стороны все общество, с другой стороны в полном одиночестве (если не считать горстки доброжелателей)—художник.

Подобное положение вещей могло возникнуть лишь тогда, когда функцию судьи в вопросах искусства взяло на себя государство. Академия искусств — как верховное судилище, официальные Салоны — как единственное место, где осуществляется контакт со зрителем, — все это привело к целому ряду столкновений искусства (в подлинном значении слова) и того, что называли «общественным мнением», но что на самом деле было лишь мнением официальных кругов и широкой массы не имеющих собственного суждения обывателей http://muradeli.ru. Начиная с романтиков, каждое поколение французских художников вынуждено было выдерживать бой с «обществом».

Насмешки над импрессионистами

Делакруа, Курбе, Мане в свою очередь подвергались насмешкам и обструкции, пока в инциденте с импрессионистами конфликт не достиг своей кульминационной точки. Курбе и Мане боролись в одиночку, выступление импрессионистов было первым и имевшим наибольший резонанс «групповым протестом». Импрессионисты дорого заплатили за этот вызывающе смелый поступок. Почти всеобщее осуждение имело для художников весьма реальное следствие: физическую невозможность жить и заниматься искусством. Большинство из них, кроме живописи, вообще не имели никаких средств к существованию.

Вступив в конфликт с обществом, они попали в железные лапы нищеты. Нет необходимости пересказывать их горестную жизнь и поистине героическую борьбу этих лет, так ярко и подробно воссозданную в книге Ревалда. Зато надо отметить, что ни одному из них и в голову не пришло поступиться искусством для достижения благополучия. Ни про одного из импрессионистов мы не можем сказать, что он «свернул со своего пути».

Попытки Моне, Ренуара, Сислея выставиться в Салоне (то есть в известном смысле пойти на компромисс) касались вопросов тактики, может быть, вопросов этики по отношению к товарищам, но не вопросов творчества. Воля к искусству, жившая в каждом из них, была сильнее их человеческих слабостей.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *