Новая фаза в развитии живописи импрессионизма
Без сомнения, эти четыре автора, о которых мы рассказали в предыдущей статье, — Арман Сильвестр, Эрнест дЭрвильи, а также критики Бюрти и Шеноимели, имели основание видеть новую фазу в развитии живописи. Начало ей было положено осенью 1869 года в Ля Гренуйер, когда Моне и Ренуар полностью освободились от принципов академической живописи. Сислей следовал за ними по пятам. Берта Моризо создала под влиянием Мане свою, но близкую им, манеру письма.
Писсарро и его ученик Гийомен, который долго оставался на позициях традиционной пейзажной живописи, быстро двигались по пути к этому направлению. Когда Базиль в 1867 году предложил выступление группы, у художников еще не было отличительных признаков, отражавших нечто новое в их творчестве. В поисках своего способа выражения они еще шли на ощупь и неуверенно.
Теперь эти отличительные признаки оформились. То, что Шено называл «искусством будущего», уже сложилось.
Но истолкование этого нового оказалось не по силам названным художественным критикам. Они регистрировали то, что видели, понимали серьезность попыток художников и думали, что угадывают направление, к которому те стремились, но они еще не могли истолковать происходящего.
В 1872 году Моне привез из Гавра этюд восхода солнца, который отличался от всего, что ранее создавалось в живописи, и упомянутые друзья группы приветствовали полотно Моне как интересный пример нового. Но они не смогли объяснить, в чем заключалась его необычность и новизна.
Основное препятствие состояло в их манере рассуждений, связанных с литературными категориями.
Следует напомнить, что художественная критика все еще являлась ответвлением литературной критики и все ее основные представители почти без исключения были писателями и поэтами и судили о картине с тех же позиций, с каких подходили к театральной пьесе или поэтическому произведению.
Проблемы живописи
Проблемы собственно живописи, их конкретизация применительно к чисто художественным приемам рассматривались обычно как технические вопросы, как тайны ремесла, которые интересно было бы понять, но их анализ не входил в сферу деятельности критики.
Трудность для критиков заключалась в том, чтобы словами попытаться воссоздать и оценить изображенное и комплекс чувств, вызываемых произведением живописи.
Новое же направление, рожденное «бунтовщиками», было чисто живописным явлением, и его нельзя было анализировать с литературных позиций.
Добавить комментарий