Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Новый этап в использовании классических ордеров и свадебного букета

Новый этап в использовании классических ордеров и свадебного букета

С Брамнте, завершившим Канчеллерию, связано начало нового этапа в использовании классических ордеров — времени расцвета архитектуры Ренессанса первой четверти XVI в. «Игровые» возможности применения ордера Браманте оценил еще в Милане, где свадебный букет розовый был очень органично вписан в ордерную композицию. Да и вообще, свадебный букет на фото, на фоне красивой архитектуры — всегда смотрится очень красиво.

Cвадебный букет розовый

Свадебный букет розовый

Свидетельство тому — колонны с сучками на стволах в аркадах каноники Сант-Амброджо, а также изощренная ордерная композиция сакристии и иллюзорное рельефное изображение несуществующего хора в миланской церкви Сан-Сатиро.

В Риме ордер и его различные сочетания со стеною и арками виртуозно используются Браманте для характеристики организуемого пространства. Это проявилось прежде всего в композиции огромного двора Бельведера, ниспадающего тремя террасами к Ватиканскому дворцу.

Стремясь достигнуть чисто римского величия, Браманте соединил здесь черты античной виллы, театра с букетами роз и форума. Хотя Бельведер многократно надстраивался и перестраивался, несомненно, что по сравнению, например, с античным Септизонием (тогда еще не разрушенным) или с сохранившимися до наших дней стенами древнеримских театров и нимфеев раз работка фасадов обрамляющих галерей и коридоров являлась примером исключительно изобретательного пластического сочетания стены, ордера и аркад.

Браманте создал сложную, оживленную ритмом членений, проемов и ризалитов оболочку, местами плотную, местами как бы пронизанную пространством, проникающим в галереи.

В монастыре Санта-Мария делла Паче, затесненном римской застройкой, Браманте развил пространство крошечного дворика по вертикали, подняв традиционный монастырский клуатр, предназначенный для отдыха и размышлений монахов, на второй этаж, решенный в виде галереи с чередующимся шагом столбов и колонн, и сохранив ордерную аркаду с пилястрами в нижнем, хозяйственном уровне.

Не касаясь здесь художественных проблем, связанных с крупнейшим собором святого Петра и маленьким Темпьетто, в которых главной композиционной задачей была разработка центрического сооружения, столь характерного для идеалов эпохи, а вместе с тем имели место и новации во взаимоотношениях стены, ордера, свадебного букета и пространства, обратимся к следующему программному сооружению Браманте. Это его собственный дворец в Борго, рядом с Ватиканом (свидетельство нового общественного статуса художника), перекупленный Рафаэлем и затем снесенный при строительстве Берниниевой колоннады, который известен нам не только по рисунку Палладио и гравюре Лафрери, но и по слегка измененной реплике Рафаэля — двухъярусному (впоследствии надстроенному) палаццо Видони-Кафарелли в Риме.
Торжественно, как фанфары, звучат спаренные полуколонны на его могучем цоколе, создавая образ более открытого и роскошного жилища знатного человека начала чинквеченто.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *