Общая тенденция в произведениях импрессионистов
На пороге между двумя первыми залами выставки многие критически настроенные посетители останавливались в раздумье. С этого наблюдательного пункта можно было и видеть и сравнивать собрание традиционного искусства с представительным подбором новой живописи, расположенной хотя и в разных залах, но находящейся одновременно в поле зрения.
И здесь перед зрителем того времени возникала дилемма. Если его взглядам на искусство соответствовала живопись правого зала, то есть картины Дебутена, Легро и Милле, естественно, ему не могло понравиться то, что находилось в зале слева. Такому зрителю была чужда общая тенденция в произведениях импрессионистов.
Она отклонялась от основных принципов, привычных и понятных для него, одинаково приложимых как к романтической живописи, так и к неогреческим подражательствам Энгра или современному натурализму, но никаким образом не к импрессионизму. Короче говоря, каждое сравнение, проводимое правоверным любителем искусства, было предопределено, и его мнение склонялось не в пользу новой живописи.
Порог, на котором останавливался посетитель, проводил границу между двумя несовместимыми направлениями в искусстве.
Возможно, рядового зрителя особенно удивляло «отсутствие фантазии» у импрессионистов, их равнодушие к сюжету. В то время как жанровые полотна правого зала отвечали всем требованиям, предъявляемым к литературному содержанию картины, вызывая определенные впечатления и эмоции ясностью изображенных в каждом произведении эпизодов, картины в левом зале вызывали лишь слабый интерес к сюжету.
Факторы мышления и настроения сводились по своей наглядности до минимума, а сложные сюжеты полностью отсутствовали. Большое жанровое полотно Дебутена «Первые шаги» в правом зале, в котором не была опущена ни одна поясняющая деталь, со всей ясностью подчеркивало именно то, что в картине Ренуара «Прогулка» изображалось с небрежностью и равнодушием, отражая манеру художника не завершать характеристику даже главных действующих лиц и более неряшливо относиться к второстепенным обстоятельствам воспроизводимой сцены и взамен этого центр тяжести переносить на чисто живописную сторону картины.
Добавить комментарий