Основные принципы импрессионистического искусства
Для пленэристов именно «солнечная» живопись представляет особую трудность. Яркий свет не усиливает краски: он их высветляет. С какого-то момента красочность становится обратно пропорциональной освещенности. Оттенки становятся малозаметными рядом с режущим глаза ослепительным сиянием ярко освещенных поверхностей, чередующихся с теневыми провалами.
Тем не менее эти реально существующие оттенки, присутствуя в картине, утверждают истинность вопреки «нормальному» зрению, которое в данном случае становится недостаточным. Чем ярче свет, тем сильнее «растворяются» оттенки и тем больше дистанция между тем, что видит (точнее, не видит) глаз и тем, что схватывает и акцентирует целеустремленная наблюдательность импрессиониста.
Между тем именно это созвучие ярких тонов в картине восстанавливает в восприятии зрителя блеск солнечного дня и многоцветное богатство мира. Солнечный свет в картинах импрессионистов словно разбивается на ряд чистых, ярких тонов, складывающихся при восприятии в эффект (отнюдь не иллюзию!) солнечного освещения. Таким образом, импрессионисты дают зрителю не натуралистический эрзац, а своего рода цветовой эквивалент. (Они не копируют, а воспроизводят.
Их видение мира абсолютно объективно, но оно не совпадает ни с «обыденным» видением, ни с той устойчивой окраской предметов, которую зритель не столько «видит», сколько «помнит» (небо синее, трава зеленая, снег белый и т. д.). Импрессионисты словно отказываются от этого «коллективного опыта» и противопоставляют ему «свое» видение мира. Однако следует подчеркнуть, что «опыт» не был абсолютным и соответствовал он лишь определенному этапу развития человеческого восприятия, а «новое» видение было основано на объективных законах.
Если бы цветовое видение импрессионистов было субъективным, его следовало бы считать простой аномалией (что некоторые глубокомысленные критики и высказывали в. своих статьях).
Несовпадением объективной реальности и видимости в работах импрессионистов объясняется то смущающее автора настоящей монографии обстоятельство, что многие критики как бы признавали правдоподобие живописи импрессионистов — с оговоркой, что так все-таки не бывает.
Нетрудно понять, что импрессионистический метод вызвал у художников стремление к максимальной чистоте и насыщенности цвета. Смешивание красок на палитре, что неизбежно ведет к замутнению тона, постепенно уходит из их творческой практики. Зато в ряде случаев они прибегают к приему оптического смешения, когда два чистых тона, положенные рядом, создают в глазах зрителя нужный эффект.
Таковы были основные принципы импрессионистического искусства. Разумеется, как и все новое, это искусство требовало к себе вдумчивого отношения, желания уразуметь, требовало, другими словами, целенаправленного процесса понимания.
Эмоциональная реакция зрителей на выставках импрессионистов
Но публика ничего не хотела понимать. Эмоциональная реакция зрителей на выставках импрессионистов повторялась с точностью реакции химической: вначале недоумение и растерянность, потом раздражение, переходившее в насмешки. Наиболее сдержанные пожимали плечами, самые активные пытались пустить в ход трости и зонтики и требовали обратно плату за вход.
Воспоминания очевидца сохранили для потомков образ одного из посетителей импрессионистической выставки, от души желавшего послать на виселицу непонятных ему художников. Разумеется, публика не была однородна. Но ее большинство, причем громадное большинство, составляли те люди, которые с социальной точки зрения принадлежали к классу буржуазии, а с общественной — к типу обывателя.
Купить постеры Artwall. Купить постеры в Санкт-Петербурге. www.artwall.ru | Скачать музыку на нашем сайте Смотрите скачать музыку на нашем сайте. muznow.net |
Добавить комментарий