Отзывы и критика о произведении Ренуара
Если Салон отверг Сислея, Гийомена и Сезанна, то все работы Ренуара были приняты и пользовались успехом, а именно два его знаменитых портрета — Маргариты Шарпантье с детьми и Жанны Самари, а также выполненные пастелью портреты двух мальчиков — Теофиля Бержера, сына Эмиля, и портрет Поля Сезанна-младшего. Первая из них была повешена на видном месте в одном из главных залов. Но своим буйством красок она затмила висевшее рядом полотно.
А это была последняя работа недавно скончавшегося Кутюра. «Смерть старикам! Дорогу молодым!» — иронически воскликнул Кларети по поводу плохо продуманного размещения картин. Его прежнее неверие в Ренуара было поколеблено, и он не возражал против того, что произведения этого художника висят на почетном месте. Но ему не нравилось, что организаторы Салона принесли тем самым Кутюра в жертву на алтарь импрессионизма».
Кутюр, Тома (1815-1879) — художник академического направления. Кутюр был одним из самых популярных преподавателей, у него некоторое время учился Э. Мане.
Впрочем, чаще всего отзывы об этом основном произведении Ренуара против ожидания были благожелательными. Арман Сильвестр в своей третьей статье о Салоне, напечатанной в «L’Estafette», уделив Ренуару главное место, восторженно писал: «Ренуар показал нам теперь «Мадам Шарпантье с детьми» — одну из самых интересных картин в Салоне, весьма рафинированную, несмотря на обобщенное исполнение.
Каждый мазок кисти — это синтез. Художник обладает способностью смотреть с улыбкой на свою модель, претворяя эту способность удивительнейшим образом, и я не видел ничего более очаровательного, чем его картины». Бюрти, д’Эрвильи, Ф.Ш. де Сиен и Кастаньяри тоже с восхищением останавливались перед этим полотном. «В первом ряду среди тех, — писал Кастаньяри, — в ком зажжен новый дух и кто в окружающем мире ищет материал для самостоятельного творчества, без подражаний и реминисценций, следует поставить Ренуара. Конкурируя в Салоне со многими художниками, он требует своей доли признания. Критика не может отказать ему в благосклонности.
Его «Портрет мадам Шарпантье с детьми» — в высшей степени интересная работа. Правда, лица на его полотне несколько укорочены и немного сжаты, но по богатству колорита оно изумительно».
Однако Шено и Теодор Верон возражали против мерцающего, с расплывчатыми контурами, наложения красок у Ренуара, а Гюисманс писал: «Это интересный, достойный своей славы опыт. Картина написана несколько резкими мазками, фактура ее напоминает трикотаж, в некоторых местах видишь какие-то странные переливы, но это хорошая работа, да к тому же и смелая! Короче говоря, это произведение одаренного художника, независимого, несмотря на то, что он фигурирует в официальном Салоне».
Портрет Жанны Самари во весь рост был повешен на менее почетном месте, картина была «помещена почти под потолком в одном из закоулков Салона, и невозможно было понять, что хотел сказать художник этим произведением. Картину можно было повесить и на потолке, если уж пришлось лезть так высоко!». Об этой картине было высказано множество замечаний и публикой и критикой за рыхлость моделирования, расплывчатость контуров и «беспорядочное» обращение со светом. Ренуар в галерее «La Vie moderne».
Добавить комментарий