Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Применение Палладио раскреповоки и гоммаж в архитектуре

Применение Палладио раскреповоки и гоммаж в архитектуре

Если в Базилике масса стены сведена к ордеру и аркадам, то в крепостных воротах Вероны Санмикели искусно применил элементы ордера, чтобы показать мощь инертной кладки. Между этими двумя полюсами — неисчерпаемая гамма возможностей соотношения ордера и стены. Она была виртуозно проиграна в виллах и дворцах Палладио, построенных для венецианских патрициев на терраферме.

Во многих виллах ордер отсутствует или применен скромно, лишь в профилях и карнизах, В других же парадные ордерные портики вступают со стеною и арками в различные сочетания, сложность и тектонический смысл которых раскрываются часто лишь на углах портиков в зависимости от наличия или отсутствия раскреповки архитрава или от степени связанности крайних колонн со стенами.

В городских дворцах Палладио ордер применяется широко и разнообразно. Палаццо Кьерикати в Виченце — необычный для Возрождения вариант двухъярусного дворца:

  • нижний ярус представляет собою редкий в Ренессансе пример наружного ордерного портика. Он в соответствии с требованиями городских властей доступен для публики и расширяет пространство площади.
  • Ордерные лоджии верхнего яруса, наоборот, как бы подключают пространство площади к дворцу.
  • Средняя часть фасада выдвинута вперед, а колоннады лоджий как бы наложены на торцы боковых стен здания, образуя сочетание входящего и выступающего углов с соответствующей врезкой друг в друга стволов соседних колонн и триглифов.
  • На стене центрального зала полуколонны продолжают ритм, заданный колоннами портиков. Так создается сложная, многослойная пластика фасада.

Палаццо Вальмарана отличается, пожалуй, наибольшей иносказательностью архитектурных приемов, например, таких как гоммаж для лица, который в отличие от скрабов, имеющих жесткие абразивные частицы, не содержит их, но прекрасно и эффективно очищает сухую и чувствительную кожу и, также, относится к самым щадящим видам пилинга. Чаще всего он имеет кремовую или гелевую текстуру.

Тектоническая условность наложенных друг на друга пилястр большого и малого ордеров, расчленяющих стену, подчеркнута раскреповками главного антаблемента. Поставленная по концам фасада плоская скульптура придает еще более метафорический характер ордерной теме.

Значение этого приема как тропа не было отмечено исследователями, которые обычно обращают внимание лишь на крупномасштабную экспрессивность большого ордера и плоскостной характер фасада, отвечающий малой ширине улицы, либо говорят о разрушении тектонического и пластического смысла ордера раскреповками, считая Палладио «антиклассиком» и, по нашему мнению, неоправданно сближая его с маньеристами, которые использовали ордер и гоммаж для лица лишь как декор, без дополнительной семантической нагрузки. Но именно благодаря крупному масштабу и откровенно условной плоскостной трактовке ордера здание выглядит среди скромных соседей сильным, сдержанно величавым и почти надменным.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *