Публика и критика в конфликте с импрессионизмом
Живопись импрессионистов, реакция «общественности» и личная жизнь художников — это три аспекта, в которых импрессионизм рассматривается в современной искусствоведческой литературе. В своем взаимодействии они образуют своего рода треугольник, с той, однако, существенной оговоркой, что в треугольнике все стороны равнозначны по своим функциям, а личная жизнь импрессионистов прямого влияния на их искусство, как мы знаем, не имела.
Две стороны этого «треугольника» исследованы Вентури и Ревалдом. Третью делает предметом изучения Рейтерсверд. Штудируя десятки периодических изданий (преимущественно французских, но также немецких, английских, итальянских, скандинавских), привлекая колоссальный фактический материал, он восстанавливает картину muradeli.ru той реакции «общественности», той критики (может быть, правильнее было бы сказать — той травли), которая сопровождала выступления импрессионистов в их «героическии период» от их первой до последней, восьмой, групповой выставки.
Мы знаем, что борьба эта в конечном счете закончилась победой импрессионистов, но конечный результат не вмещается в хронологические рамки исследования, предпринятого Рейтерсвердом. При чтении его книги может показаться, что два десятилетия ожесточенной схватки так ни к чему и не привели: реакция публики на новую живопись в конце 80-х годов была приблизительно такой, как и в начале 70-х. В чем же причина этого столь яростного и упорного непонимания?
Следует отметить, что к 1873 году (с которого Рейтерсверд и начинает изложение событий), году формирования импрессионистической группировки, ее члены были уже сложившимися художниками с совершенно четкой художественной программой, которую они реализовали в своих работах.
Публика и критика, таким образом, встретились уже со зрелым импрессионизмом. Конфликт возник сразу, без видимой подготовки. И для того чтобы понять его смысл, необходимо разобраться, в чем же была суть импрессионистического искусства, которое в истоках своих казалось гораздо более приемлемым даже самым злостным хулителям.
В свое время Моне и Ренуар с известным успехом дебютировали в Салоне. Трения начались позже. Молодые художники терпели неудачи, однако вряд ли в большей мере, чем сотни их сверстников. Черты нового в их искусстве накапливались постепенно, их имена были незнакомы широкой публике и большинству критиков. И все же, когда художники в 1874 году устроили первую групповую выставку, осуждение оказалось исключительно активным и почти единодушным.
Это говорит о том, что за прошедшие годы импрессионизм сложился в определенную художественно-изобразительную систему, которая самым решительным образом не соответствовала господствующим нормам и вкусам.
Добавить комментарий