Рейтерсверд об импрессионизме | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Рейтерсверд об импрессионизме

Рейтерсверд об импрессионизме

Разумеется, Рейтерсверд в своей книге, о которой мы говорили в статье «Импрессионистическая революция», не делает столь далеко идущих выводов. Социальная, общественная сторона вопроса вообще остается у него в тени. Намеченные на первых страница исполненные глубокого смысла и порою неожиданные параллели между новым искусством и прогрессивными общественными силами в стране не получают в дальнейшем никакого развития.

Выводы, к которым идет Рейтерсверд, касаются совершенно иной сферы. Они посвящены анализу сущности импрессионистического искусства, точнее — проблеме импрессионистической формы.

Свою книгу Рейтерсверд заканчивает объемистым «Заключением» (в настоящем издании опущенном), которое странным образом не «заключает» его труд. Книга как бы распадается на две самостоятельные части: одна является историей критики импрессионизма, а во второй автор, используя собранные статьи и заметки и вступая в полемику с другими современными искусствоведами, излагает свои взгляды на это направление.

Создается впечатление, что весь громадный фактический материал, собранный в книге Рейтерсверда, играет в ней роль как бы документального приложения, необходимого для подкрепления авторской концепции импрессионизма.

Указав на хаотическую путаницу в определениях сущности и метода импрессионизма — порою полярно противоположных, — Рейтерсверд приходит к выводу о том, что «весь комплекс мыслей об импрессионизме… требует пересмотра».

Само по себе это не может еще вызвать возражения также и на страницах нашего сайта http://muradeli.ru, хотя все приводимые автором книги высказывания об импрессионизме тяготеют всего лишь к двум антагонистическим воззрениям на это течение. Одни авторы настаивали на том, что в импрессионизме сохраняется (или развивается) реалистически познавательная функция искусства, а другие это отрицали. На чьей же стороне стоит Рейтерсверд? Он формулирует свои взгляды совершенно точно и недвусмысленно. «Восхваления, которые долгое время провозглашались в честь реализма их искусства, — пишет он об импрессионистах, — привели к абсурду».

Искусство импрессионизма

Искусство импрессионизма

Если мы просмотрим затем наиболее характерные его высказывания, нашедшие себе место в «Заключении» (и отчасти в четвертой главе), то узнаем следующее: вопреки широко распространенному, но «очень наивному» убеждению, импрессионизм не является тем течением в искусстве, которое, «эмпирически отражая природу», продолжает и развивает традиции реализма XIX века, а представляет собой «искусство выражения, открывшее для живописи возможности более свободного и непосредственного творчества благодаря новым формальным средствам. .. а художникам [возможность] легче выражать свой темперамент, свои эмоциональные побуждения и инстинктивные импульсы».

Рейтерсверд об искусстве импрессионизма

Искусство импрессионизма — это «результат действия элементарнейших внутренних побудительных сил художника, которые являются его стимулом и возникают из чувств, аффектов и связанных с ними инстинктивной жажды творчества, слепой потребности выражения». Главная же его заслуга состоит в том, что он «начал давать свободный выход творческому темпераменту, на который классическое искусство в течение столетий накладывало оковы».

Эта выборка формулировок и определений Рейтерсверда полностью раскрывает его понимание импрессионизма (по крайней мере, понимание в тот период, когда писалась книга). Они с достаточной ясностью говорят сами за себя. Применяя к теориям Рейтерсверда его собственное определение традиционной точки зрения на импрессионизм, можно сказать, что «очень наивная» прямолинейность его утверждений сегодня вряд ли может кого-нибудь убедить. Зато она с неопровержимой точностью указывает время и место возникновения идей автора: Париж, 1950-1952 годы.

В своей книге Рейтерсверд дает богатейший материал, показывающий, насколько мнение зависит от эпохи. Увы! Он и сам выступает в роли выразителя модных идей своего времени. Когда Рейтерсверд работал над своей книгой в Париже, абстрактное искусство находилось на подъеме. Многим оно казалось неким абсолютом. Как это часто бывает, старое искусство стало рассматриваться сквозь призму нового. Рейтерсверд был на гребне волны — импрессионисты в его книге выступают как прямые предшественники «абсолютной живописи», больше того: в ролях случайно «не состоявшихся» абстракционистов.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *