«Рудиментарная гармония» Ричарда Вагнера | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » «Рудиментарная гармония» Ричарда Вагнера

«Рудиментарная гармония» Ричарда Вагнера

На выставке импрессионистов еще глубже колористическое своеобразие импрессионизма, сравнивая его с известным явлением в современной музыке, которую поэт называл «рудиментарной гармонией» Ричарда Вагнера.

Ричард Вагнер

Ричард Вагнер

Вообще попытка сравнивать различные виды искусства спорна, но в данном случае имелось основание обратиться именно к музыке. Здесь несомненно было что-то общее. И когда Банвиль обратился к Вагнеру, оказалось, что он на правильном пути. Импрессионисты покидали свои мольберты для посещения концертов, отправляясь в Лирический театр, позднее в Зимний цирк и в Садовый павильон Кабанера.

Под «рудиментарной» (зачаточной, недоразвитой) гармонией Банвиль, очевидно, имеет в виду стремление Вагнеру не заканчивать каждую мелодическую мысль устойчиво каденционным оборотом, а «проводить» один лейтмотив в другой, развивая мелодическую линию «до бесконечности».

Во всех трех царила эстетическая вагнеровская атмосфера, в которой они чувствовали себя как дома, там они дышали тем же воздухом, что и в своих ателье. Еще в конце 1860-х годов Моне и Ренуар вместе с Базилем ходили, как истые вагнерианцы, в Лирический театр и слушали «Риенци» и «Тангейзера». После войны они посещали «Паделуповские концерты Ричарда Вагнера в парижском Зимнем цирке, наслаждаясь необузданной, рокочущей композицией, красочной, богатой эффектами оркестровкой, выражением освобожденных чувств, даже если значение образов вагнеровской музыки с ее разорванной мелодической тканью и нарушением тональных связей не всегда было им понятно.

Немецким композитором восхищались также и на музыкальных вечерах в студии Кабанера. Сам хозяин был пылким поклонником Вагнера, и его страсть разделял композитор Эмманюэль Шабрие, которого нередко можно было увидеть среди посетителей концертов.

Этот своеобразный музыкант и импрессионисты питали друг к другу большую симпатию. Дабрие был в восторге от смелых художников, любил посещать их ателье и собрал превосходную коллекцию их работ. Он рано приобрел две наиболее темпераментные картины Сислея — «Лодочники в Хэмптон-Корт» и «Берега Сены в Пуан-дю-Жур». Постепенно он стал обладателем семи произведений Ренуара, восьми — Моне, среди которых были их лучшие полотна.

Художники в свою очередь с надеждой следили за творческим путем Шабрие, за его занятиями в консерватории и первыми публичными выступлениями. Ренуар написал его в профиль, в цилиндре, с приподнятым лицом, на фоне здания музыкальной школы, вместе с учителем и несколькими друзьями. Он сделал также портрет Шабрие крупным планом. Вокруг Шабрие собирались художники, чтобы познакомиться с его новыми произведениями или под раскаты хохота слушать, как он кулаками бешено колотит по клавишам, исполняя свои композиции. Они раДовались и аплодировали его «Вихрю», его «Fisch-ton-Khan» и веселому дуэту «Ко-ко-ко и Кукареку».

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *