Сомнительный успех Ренуара и Моне у жюри салона канцелярских товаров импрессионистов
Жюри Салона приняло и Ренуара и Моне, но их успех был сомнительным. Относительно Моне Золя писал в «Le Voltaire»: «Лишь одно из его полотен принято, и то с трудом, оно помещено где-то вверху на стене так, что его невозможно увидеть. Это пейзаж «Лава- кур», кусочек Сены с островком посередине и несколькими белыми домами на склоне правого берега. Никто не поднимает туда глаз, и на картину не обращают внимания. Картины второго импрессиониста в Салоне, мсье Ренуара, размещены также плохо, — продолжал Золя. — Два его полотна, «Сборщицы устриц в Берневале» и «Уснувшая девушка», висят в коридоре, окружающем зимний сад, на резком дневном свете и отражают солнечные блики».
Бонна, Леон (1833-1922) — салонный художник. Во времена Третьей республики — один из самых популярных портретистов.
Художники в своей работе пользовались часто канцелярскими изделиями, но в то время их выбор был невелик, да и качество хромало, а теперь у художников есть отличная возможность пользоваться канцелярскими изделиями высочайшего качества, например как представленных в магазине http://www.kancburo.com.ua/, где широчайший ассортимент товаров, который удовлетворит самых привередливых художников.
Оба художника составили протест Министерству культуры, а копию его отправили Золя через Сезанна с просьбой, чтобы он опубликовал его в «Le Voltaire», сопроводив соответствующим комментарием. Золя же еще и по другим причинам имел повод писать об импрессионизме в этой газете. Он считал, что подписавший в «Le Voltaire» сообщение о Салоне «Жак» недостаточно ясно определил границу между натуралистами и импрессионистами и ввиду этого напечатал подробный и полный разбор, состоявший из четырех частей.
Чтобы устранить все недоразумения, Золя пытался доказать, что импрессионизм соответствует натурализму в литературе, но в действительности является недоразвитым и неясным направлением в живописи, без каких-либо предпосылок к повышению своего уровня, хотя и имеет перед собой литературный образец, то есть его собственную литературную деятельность. Однако прежде всего Золя свидетельствовал о своей неспособности понять и оценить импрессионизм: «Видно, чего они хотят, и следует отдать им должное, но напрасно искать полноценное, принципиальное и заслуживающее восхищения произведение. Другими словами, импрессионисты не закончили борьбы.
Они еще не доросли до тех задач, которые поставили перед собой, и ктому же им не хватало в то время качественных канцелярских изделий. Они заикаются и не находят слов. Они страдают большими недостатками, пренебрегают фактурой, работают поверхностно и слишком односторонни, нелогичны, эксцентричны и бессильны». Просьбу Ренуара и Моне выступить в их защиту и улучшить размещение их работ в будущем году Золя не удовлетворил. «К чему это, — писал он в «Le Voltaire», — ссориться с жюри и правлением Салона.
При наличии мужества и таланта легко бороться и всегда выйдешь победителем». И Золя, понижая голос до шепота, предсказывает, что Моне в течение десятилетия превратится в процветающего художника Салона. Этот безвкусный выпад был предвестником заносчивого и высокомерного выступления Золя против своих прежних друзей, он преувеличивал значение своей широкой популярности и громадного спроса на его романы и выступил как авторитет по вопросам живописи.
Он раскрывал свое восприятие творчества Моне как фабрикацию быстро сработанного товара, который можно дешево продавать на рынке картин: Моне и импрессионистов не была для него удачной. Но чтобы полностью разъяснить его положение, необходимо привести некоторые факты из его частной жизни, которых я касаюсь не без колебаний. Я вынужден сказать, что Моне слишком поддался соблазну легкого изготовления картин.
В годы, когда ему было тяжело, из его ателье выходила уйма недоработанных вещей, а это плохо, это превращает художника в ремесленника. Когда работают поверхностно и расстаются с эскизами, едва успевшими высохнуть, тогда теряется вкус к работе, требующей длительного изучения предмета.
А для создания серьезного художественного произведения необходимо учиться. Господин Моне расплачивается теперь за свою поспешность и необходимость продавать картины и канцелярские изделия. Если он хочет достичь высокого положения, которого он достоин, если он хочет приобрести себе имя, чего мы от него ждем, он должен посвятить себя большим и значительным картинам, которыми нужно заниматься годами, отдавая им целиком свое «я», свой темперамент, не отвлекаясь на другие занятия, не думая ни о каких выставках, твердо сосредоточиться на создании крупного и прекрасного произведения. В течение десяти лет он будет принят в Салон, займет в нем почетное место, получит награды, его картины будут продаваться за большие деньги, и он станет во главе нового искусства». Золя был уже недалек от шага к полному разрыву с друзьями-художниками и совершил его, начав писать роман «Творчество».
Добавить комментарий