Сущность и основа живописи импрессионизма | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Сущность и основа живописи импрессионизма

Сущность и основа живописи импрессионизма

Так что же «выражали» импрессионисты? Основой их живописи отнюдь не была, как утверждает Рейтерсверд, субъективная эмоциональность. И правы были все-таки сторонники «имитационной» теории, против которых он безуспешно сражается на страницах своей книги. Не удивительно, что наиболее прозорливые (хотя и неполные из-за своей исторической ограниченности) суждения об импрессионизме появляются в 70-х годах, в пору его зрелости и расцвет. Может быть, точнее других суть искусства импрессионистов определил Арман Сильвестр (которого Рейтерсверд пересказывает, не солидаризуясь с ним): они «нашли новые взаимоотношения в природе» и передали их «при помощи новой палитры» и «новой изобразительной формы» muradeli.ru.

Сущности импрессионизма

Сущности импрессионизма как определенного метода образного раскрытия действительности до тех пор останется для нас неясной, выступая в качестве нового, но исторически не мотивированного «способа видения», пока мы не попытаемся определить его место в общем миропонимании той эпохи, проследить его связь с некоторыми аналогичными тенденциями в области художественного и научного мышления.

Подобные аналогии неоднократно устанавливались (в том числе и нашими искусствоведами) применительно к античному искусству и гносеологии или, скажем, к живописи барокко и космогоническим теориям Галилея и Декарта.

Но, говоря о XIX столетии, историки искусства обычно избегают проводить параллели. Быть может, потому, что этот век еще слишком близок и его искусство, наука, политические идеи и философия лучше видны нам в отдельности, чем в совокупности, когда они образуют единую систему мировоззрения.

Сущность живописи импрессионизма

Сущность живописи импрессионизма

Правда, в отношении импрессионизма — поскольку он связан с именем Золя, а взгляды Золя порою оказывались сродни воззрениям позитивистов, — иногда делались-исключения. Указывалось на близость «экспериментального метода» тогдашней науки и импрессионистических «опытов». Однако эта идея, заимствованная, так сказать, «из вторых рук» — от самих позитивистов (в чем мы можем убедиться, читая книгу Рейтерсверда) — и не критически воспринятая, высказывалась с заведомой целью умалить значение мастеров импрессионизма. Им инкриминировалась «этюдность», то есть якобы «незавершенность» живописи.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *