Трансформация взглядов Рейтерсверда по поводу важных моментов в импрессионизме | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Трансформация взглядов Рейтерсверда по поводу важных моментов в импрессионизме

Трансформация взглядов Рейтерсверда по поводу важных моментов в импрессионизме

Рейтерсверд с наибольшей прямотой ставит точки над «и» в импрессионизме

Не исключено, что взгляды самого Рейтерсверда, о которых говорилось здесь, претерпели за прошедшие с того времени, два десятилетия, известную трансформацию, поскольку то, что казалось само собою разумеющимся в 1950-х годах, подверглось за это время серьезному пересмотру. Вряд ли идеи, сходные с теми, которые излагает автор книги, можно сейчас назвать господствующими. Но в ту пору Рейтерсверд не был одинок в своих воззрениях, хотя он, может быть, с наибольшей прямотой ставил точки над «и».

Важные моменты в импрессионизме

Важные моменты в импрессионизме

Как и следовало ожидать, исходная позиция автора заставляет его прибегать к натяжкам в своих «доказательствах», о которых написано на muradeli.ru. Так, например, Рейтерсверд до нелепости суживает понятие реализма. Таковым он согласен считать только буквальное соответствие изображения и изображаемого объекта. (Здесь, в сущности, он смыкается с натуралистическим пониманием реализма в духе XIX века.)

Отход от буквальности кажется ему уже не изображением, точнее, не отображением объективных законов природы, а проекцией внутреннего мира художника.

О Моне и Ренуаре, которые в 1909 году начинают работать широкими мазками, опуская детали, он говорит, что они «лишали свои изображения главного сходства с жизнью». Конечно, при таком взгляд на вещи импрессионизм представляет собою картину анархической свободы. Но старое, «классическое», по терминологии Рейтерсверда, искусство, которое он противопоставляет импрессионизму, никогда не желало быть лишь мертвым зеркалом действительности, «фактура и исполнение», которые автор считает характернейшими чертами новой живописи, были достаточно активно акцентированы у Рембрандта и Хальса, Гварди и Фрагонара, Делакруа и Коро (недаром именно его недобрым словом поминает Леруа в первом фельетоне об импрессионистах).

Рейтерсверд об передаче света и обогащении красочной гаммы в импрессионизме

Когда же Рейтерсверд подходит к тем проблемам, которые издавна считались центральными в искусстве импрессионистов, — к передаче света и обогащению красочной гаммы, он склонен скорее умалить их завоевания.

Он упрекает импрессионистов, что те не стремились к максимальному световому эффекту — как будто это было их целью! Вновь вставая на «натуралистическую» точку зрения, он провозглашает, что вопросы света импрессионистов, по-видимому, не интересовали, поскольку они не «имитировали» «оптический эффект». В колористических достижениях мастеров новой живописи он упорно хочет видеть одни лишь «цветовые диссонансы» и искренне возмущается Вентури из-за того, что тот восторгается «колористическими созвучиями» импрессионистов.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *