Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Творчество Палладио в эпоху Возрождения

Творчество Палладио в эпоху Возрождения

В противоположность флорентийскому маньеризму середины XVI в., декоративно использующему приемы как Микеланджело, так и Брунеллески, Сансовино в Венеции применяет средства классической ордерной архитектуры, причем не только в отдельных зданиях, но и в градостроительстве.

Он завершил композицию блистательного ансамбля городского центра, поддержавшего престиж Венецианской республики в момент ее отступлений под натиском турок. Здесь проявилось новое отношение не только к пространству, но и к средствам его художественной характеристики. Наиболее яркое свидетельство тому — связь площади Сан-Марко с Пьяцеттой и Библиотека Сан-Марко с двумя ярусами ордерных аркад. Здесь практически невозможно сказать, где проходит основная плоскость фасада: через угловые столбы и антаблемент или же за полуколоннами.

Элементы ордера так сочны, что кажутся составляющими одно целое со скульптурными горельефами, покрывающими все остающиеся непрофилированными поверхности.

В заключительный период развития языка архитектуры Возрождения интересующая нас тема взаимосвязи ордера и стены
ярче всего проявилась в творчестве Палладио.

В Базилике Виченцы — его самом значительном произведении — гуманистическая светскость и венецианская открытость сочетаются с истинно римской монументальностью. Вольный размах арок, торжественное звучание их усложнённого ритма производят впечатление подлинного богатства. Ордерная структура как бы пронизывает стену: она развита в глубину удвоением малых колонн по бокам основных устоев.

Масса кладки сведена к минимуму: в не нагруженных участках стены даже вырезаны круглые отверстия. Материал представляется полностью напряженным. Кажется, стукни по камню — и он зазвенит. Пространства площади и галерей Базилики свободно взаимодействуют. Чтобы лучше оценить величавую строгость ордерных аркад, благородную простоту и вместе с тем полифонизм структуры Базилики, полезно сравнить ее с венецианской Библиотекой СанМарко, столь праздничной и пышной, что ордер, да и вся она в целом выглядят скорее изваянными, чем построенными.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *