Важнейшие модальные и связанные с ними семантические возможности ордера | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Важнейшие модальные и связанные с ними семантические возможности ордера

Важнейшие модальные и связанные с ними семантические возможности ордера

Трехъярусный вариант той же темы нового этапа в использовании классических ордеров — палаццо Угуччони на площади Синьории во Флоренции — выполнен по рисунку Рафаэля. Эта композиция разрабатывалась затем Санмикели, Сансрвино и Палладио.
Если до сих пор здесь говорилось о художественной условности ордера применительно к стене, то теперь можно сделать попытку обобщить наблюдения, раскрыв важнейшие модальные и связанные с ними семантические возможности ордера на нескольких схемах, за каждой из которых стоит немало примеров реальных сооружений.

Два фасада в верхнем ряду рис. 6 (см. вклейку) расчленены горизонтальным поясом в отношении, что ясно намечает два противоположных типа развития фасада по вертикали, как бы предвосхищая формирование двух разных по характеру архитектурных образов: здание слева развивается от низа, словно вырастая к более легкому верху. В здании справа более тяжелый верх меняет распределение масс, подчеркивая тему водружения и создавая основу для образов, более лапидарно выражающих монументальность.

Во втором ряду верхний ярус фасадов обработан сильно выступающим ордером, а стена воспринимается как более легкое заполнение или ограждение. Слева — намеченная членениями тема облегчения здания кверху сохраняется, справа же — верхний, более высокий ярус теряет прежнюю тяжеловесность (вспомним палаццо Видони-Кафарелли).
Оба фасада, изображенные в третьем ряду, имеют полуколонны в первом ярусе. Второй ярус, несмотря на различия в пропорциях, в обоих случаях тяжелее первого.

Если применить ордер в обоих ярусах, как это сделано в самом нижнем ряду фасадов (аналогия — палаццо Бонен Палладио), подчеркнув его условность раскреповкой антаблементов, мы вернемся к характеру образа, намеченному членениями фасадной плоскости в самой первой паре фасадов, с той разницей, что теперь он обогатится дополнительным ритмом г(или метром) вертикалей пластической разработкой стены и светотенью.
Выделим лишь один из выводов подсказываемых нашими схемами, вариации которых можно было бы умножить: ордер в сочетаний со стеной может либо укреплять ее, либо, напротив, характеризовать как более легкое (зрительно свободное от нагрузки) заполнение между более сильными опорами.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *