Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Выставка-Салон импрессионистов 1880 года

Выставка-Салон импрессионистов 1880 года

Моне впервые заявил о своем намерении не участвовать в выставке импрессионистов и последовать совету Мане и примеру Ренуара. Отсутствие Моне на пятой выставке объяснялось отчасти и тем, что в ней приняли участие Гоген и Раффаэлли, которые многим были неприятны. Очевидно, и Сислей втихомолку сделал попытку добиться доступа в Салон этого года.

Вновь возникли трудности с помещением, и художники начали поиски с самого начала 1880 года. Гюстав Гетши принимал участие в таких экспедициях: «Обычно караван ведет Дега. В феврале он отправляется На разведку, изучает доски с объявлениями, расспрашивает консьержей. «Скажите, нет ли в доме свободной квартиры?» — «Есть, сударь». — «Как, по-вашему, хозяин согласится сдать ее на месяц?» Если хозяин соглашается, Дега подает знак друзьям. Немедленно вызывают обойщика и собирают столько картин, сколько могут вместить зал, столовая, две спальни, туалетная комната и кухня. В передней ставят вертушку и назначают день вернисажа».

На этот раз подыскали пустовавшую квартиру в недостроенном доме на улице Пирамид, 10, угол улицы Сент-Оноре. Квартира была на антресольном этаже, плохо освещена с улицы и состояла из ряда небольших комнат. Первого апреля 1880 года в два часа дня выставка открылась. На нее устремилось множество посетителей, и уже к трем часам улица была запружена двойным рядом карет. В тот день в сутолоке, господствовавшей в выставочных помещениях, можно было увидеть много известных лиц.

Среди наиболее знаменитых — Жюля Кларети, рецензия которого ожидалась в «Le Temps», и Поля Манца, тщетно охотившегося за несколькими картинами, внесенными в каталог, но не поместившимися при развеске. Был там и де Ниттис, который двумя днями ранее открыл свою персональную выставку по соседству, в художественной галерее у Эжена Верона. На выставку пришло множество молодых критиков и писателей, в том числе Гавард и Гетши.

Публика вернисажа сразу почувствовала неудобства, связанные с посещением строящегося дома. Каменщики, маляры, плотники и кузнецы работали повсюду, от погреба до чердака. Шум, производимый ими, наполнял весь дом. В выставочном помещении от ударов молотков сотрясались картины. Каменная кладка еще не успела .просохнуть, и со стен стекала влага.

У входа, в виде приманки, была повешена «Девушка на балу» Берты Моризо и большое полотно Раффаэлли; обе картины были куплены в день вернисажа, первая — де Ниттисом, вторая — Кларети 3. Первый зал делили между собой Писсарро и Кайботт. Мастер из Понтуаза выставил два произведения, привлекшие общее внимание — «Женщина за чисткой кастрюль» и «Пастушка гусей», — несколько пейзажей и множество офортов. На мольберте стоял его «Весенний пейзаж с пашней». В работах Кайботта теперь не ощущалось влияния Писсарро.

Среди его картин было два интерьера с фигурами в буржуазном духе, один натюрморт и несколько видов Парижа, написанных под необычным углом зрения. Публика больше всего останавливалась перед его двумя картинами — юноши, стоящего у кофейного столика, и маленького мальчика в саду.

В следующей комнате находились работы Бракмона, в центре-знаменитый погрудный портрет в натуральную величину Эдмона де Гонкура, сделанный итальянским карандашом «в стиле Голь- бейна», вокруг — гравированные фигуры и орнаментальные сюжеты для росписи фарфора. Третью комнату отвели работам Берты Моризо и Мери Кассатт. Среди полотен Берты Моризо была картина «В саду», изображавшая женщину в платье с глубоким декольте, сидящую среди розовых и сиреневых цветов на фоне зелени, выдержанной в сероватых тонах; «Дама за туалетом» — молодая блондинка, повернувшаяся к зрителю в полупрофиль, а также «Озеро в Булон- ском лесу».

По сравнению с игривой и легкой живописью Берты Моризо полотна Мери Кассатт казались солидными и «хорошо сработанными». Она тоже выставила портрет женщины, сидящей среди цветов, портрет дамы в желтом на фоне театральной ложи и интерьер с фигурами двух женщин за чайным столом.

От полотен этих молодых художниц публика переходила в комнату Дега, в которой среди работ находились две сцены из жизни балерин — танцовщицы Оперы за упражнениями и женщина в ложе на авансцене,- обе выполненные пастелью, а кроме того, ряд портретов и набросков фигур. На постаменте стоял большой пустой стеклянный колпак, предназначенный для вызвавшей уже немало толков восковой фигуры балерины, которую Дега не успел закончить к выставке.

Одна из следующих комнат, выделенная для Раффаэлли, находилась в центре внимания большей части посетителей.
Осведомленные лица утверждали, что художник покинул Салон и присоединился к Обществу, надеясь на то, что здесь его работы будут скорее замечены, и если это утверждение было верным, то Раффаэлли оказался прав в своих расчетах. По существу, его работы стали гвоздем выставки. Тридцать пять его картин — пейзажи и сценки из жизни предместий Парижа, населенные подметальщиками улиц, старьевщиками, нищими, бродягами, — с назойливым подчеркиванием деталей и с некоторым привкусом сенсационности, пользовались бурным успехом, а картина «Два старика», восхищавшая многих посетителей предыдущего Салона, вызвала настоящий триумф.

Гийомен выставил пейзажи из Фонтеней-о-Роз и Шатийона, Зандоменеги — сюрреалистический портрет Поля Алексиса, окруженного множеством клеток с птицами, Форен — парафраз на тему верленовской «Загородной прогулки оборванца», Гоген снова выставил единственную на выставке скульптуру мраморный бюст, а его картины — один натюрморт и несколько пейзажей, так же как и работы Виньона, свидетельствовали о влиянии Писсарро.

По имеющимся сведениям, Мари Бракмон показала несколько сцен из семейной жизни и портрет молодой женщины, позирующей художнику в саду. Лебур выставил пейзажные зарисовки углем, Руар — серию венецианских видов а Guardi» , исполненных акварелью. Видаль показал женский портрет в салонном стиле и картину «В кафе», где изображена гризетка в черном платье, сидящая за пустым стаканом в ожидании клиента.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *