Художественные критики о первой выставке живописи «общества художников» | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Художественные критики о первой выставке живописи «общества художников»

Художественные критики о первой выставке живописи «общества художников»

Задачу составления каталога картин первой выставки живописи «общества художников» взял на себя Ренуар. Рассказывают, что когда он подошел к расплывчатой картине К.Моне, написанной в 1872 году, и хотел поместить ее под рубрикой «Восход солнца в Гавре», он задумался над этим названием и обратился за советом к ее создателю. «Вычеркни «Гавр» и назови ее как-нибудь более неопределенно, поставь «Импрессия» («Впечатление»), решил К.Моне, также считая, что определенное географическое наименование может показаться вызывающим.

Поэтому Ренуар поставил в каталоге под номером 98: «Впечатление.Восход солнца». К.Моне не предполагал, к каким последствиям приведет заимствование этого выражения из словаря художественных критиков. Он мог бы предложить: «импровизация», «каприз», «экспрессия» или что-нибудь в этом роде, и новая живопись избежала бы тогда прозвища, которое впоследствии оказалось столь обременительным. Не без волнения члены группы К.Моне ожидали своего дебюта.

Они были уверены, что он будет их боевым крещением. В Салоне опасность никогда не была столь значительной: их картины тонули в общей массе. Но в шести залах выставки ничто не могло избежать внимания критики, и было ясно, что там будут безжалостно «ставить к стенке». Они пытались предугадать, как отнесется к ним парижская пресса. Политика прессы и художественная критика подобный прогноз мог вполне оправдаться.

К. Моне. Впечатление. Восход солнца.

К. Моне. Впечатление. Восход солнца. Написана в Гавре в 1872 г.; 50 X 65 см. Показана на первой выставке импрессионистов. Каталог, № 98, приобретена доктором Жоржем де Беллио. Музей Мармонтан, Париж.

Зная политическую окраску газеты, К.Моне и его товарищи могли примерно предполагать, в каких выражениях ее рецензент будет оценивать выступление группы радикальных художников.

После войны пресса строго придерживалась своего направления, взгляды и политическая линия газет проводились даже на столбцах, освещавших художественную и культурную жизнь.

Только от художественных критиков, обладавших непререкаемым авторитетом или полным презрением к смерти, можно было ожидать свободного и искреннего разговора. Рецензенты, одновременно сотрудничавшие в газетах различных направлений, часто мастерски переоценивали ценности и по мере необходимости облачали свои художественные вкусы в позитивные или негативные одежды. Нечего было надеяться на симпатии различных монархических и клерикальных кругов с их закостенелым консерватизмом. Тут, естественно, господствовало отвращение ко всему, что носило налет революционности.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *