Главная » Импрессионисты перед публикой и критикой » Художники-бунтовщики, «Салон отвергнутых»

Художники-бунтовщики, «Салон отвергнутых»

Но среди «бунтовщиков», о которых было рассказано в предыдущих статьях нашего портала  , нам не хватает одного их товарища и коллеги, их единомышленника во всем — Ренуара. Перечисляя радикальных художников, собиравшихся в Аржантее, Алексис наряду с именами Моне, Писсарро, Сислея и Гийомена назвал такие незначительные имена, как Нюма Кост, Отье, Висконти и Арман Готье. Имя же Ренуара отсутствовало. Другие авторы, которые в тот же период знакомили публику с фалангой новаторов, не причисляли к ней этого художника, и когда вся группа была представлена в апреле 1873 года в специальном помещении Дюран-Рюэля на благотворительной выставке, там можно было увидеть работы Берты Моризо, Сислея, Моне и Писсарро, но не Ренуара.

Художник-бунтовщик Камиль Писсарро

Художник-бунтовщик Камиль Писсарро

Он предпочел официальный путь. В то время как друзья облачались в боевые доспехи для борьбы с Салоном, Ренуар возлагал все свои надежды только на него, и в этом поддерживала его одна Берта Моризо. В 1872 году, когда Салон возобновил свою деятельность после войны, Ренуар и Моризо попытались туда попасть. Художница была принята, он — отвергнут. На следующий год они снова послали туда свои произведения.
Берта Моризо — пастель «Бланш», изображавшую ее племянницу, наливающую из синего фаянсового кувшина воду в вазу с несколькими гиацинтами.

Ренуар — «Всадники в Булонском лесу» и набросок «Женщина». Мане послал — «Кружка пива» и «Отдых», его ученица Эва Гонзалес — сельский мотив из Брие, «Ивовый кустарник во дворе», Йонкинд — заход солнца и вид на канал в Голландии, Анри Руар — два пейзажа, друг и товарищ Ренуара, Жюль Лекёр, — женский портрет «Женщина в красном» и т. д.

В середине апреля рассылались внушавшие страх сообщения об отказах, напечатанные на желтой бумаге. Ренуар, Эва Гонзалес, Руар и Йонкинд были отвергнуты. Оказалось, что жюри подходило к рассмотрению произведений с особой строгостью, и многим почетным художникам выпали на долю желтые листки.

Когда 5 мая раскрылись двери Салона, Берта Моризо оказалась в нем единственной представительницей живописцев радикального направления. Она выступала в Салоне двояким образом: с одной стороны, выставленной пастелью, а с другой — в упомянутом «Отдыхе» Мане, являвшемся ее портретом.

Ее собственное произведение почти не привлекло внимания публики, картина же Мане вызвала всеобщее удивление и множество насмешливых замечаний.

Публика смеялась над этой женщиной, которая не стояла, не сидела, не лежала, а Берталь поместил в «Illustration» карикатуру на картину под названием «Страдающая морской болезнью». Шам вышучивал излишки черной краски в тенях и едко назвал свою карикатуру «Дама, отдыхающая после чистки плиты от сажи».

О. Ренуар. Всадники в Булонском лесу. 1873 г., Показана в «Салоне отвергнутых» в 1873 г, Кунстхалле, Гамбург

Картина художника О. Ренуара. «Всадники в Булонском лесу». 1873 г., Показана в «Салоне отвергнутых» в 1873 г, Кунстхалле, Гамбург

Жесткая политика жюри вызвала бурю негодования, и отвергнутые с возмущением требовали той или иной формы реабилитации. Ряд лиц, влиятельных в художественных кругах, признали протестующих правыми и предложили, как это было десять лет назад, открыть «Салон отвергнутых». Организационный комитет во главе с Эрве де Аореном быстро взялся за дело.

В первых числах мая отвергнутым были направлены приглашения прислать свои работы в особый Салон, но, чтобы не повторять скандала 1863 года, когда на всеобщее обозрение было выставлено множество слабых работ, в них указывалось, что присланные работы будут рассматриваться специальным жюри. Ввиду малопривлекательной перспективы оказаться отвергнутыми и на этот раз, многие художники предпочли выйти из игры.
Но среди согласившихся на новое испытание был Ренуар.

Опубликовано в рубрике: Импрессионисты перед публикой и критикой

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *