«Раскреповка», ордер и творчество Брунеллески

Думается, что историки архитектуры до сих пор недооценивают исходную строительную семантику и возможные вариации раскреповки — приема, ясно показывающего тектонический приоритет стены и необычайно широко применявшегося в архитектуре Возрождения. Даже термин «раскреповка» отсутствует в западноевропейской литературе, а художественный прием если и отмечается, то лишь с помощью описания.

В поздней античности и средневековье стена оставалась основой композиций, разрабатывавшихся зодчими, ордера же являлись средством ее сдержанной обработки. В проторенессансе мотив декоративной аркады с античными колоннами применялся не только в интерьере, но и вышел на фасад. Аркады либо изображались на стене, либо накладывались на нее, не касаясь по существу ее структуры. Декоративная роль аркады и ордера ярко подчеркивалась, придавая стене как бы двухслойный характер.

Резкий перелом в использовании ордера, связанный с творчеством Брунеллески

Резкий перелом в использовании ордера происходит в начале кватроченто и связан, как известно, с творчеством Брунеллески.
Брунеллески вырос из средневековья вместе с огромным куполом Флорентийского собора и вошел в новую эпоху не как цеховой мастер, но как первый uomo universale среди архитекторов Возрождения — ученый изобретатель, поражающий смелостью строитель и художник-новатор. Он изучал архитектуру не только по Витрувию (который еще не был переведен на итальянский язык),  но по памятникам Тосканы и Рима и хорошо знал ее историю от античности до своего времени. В куполе Флорентийского собора, принявшем на себя организующую роль в архитектуре города и осенившем, по словам Альберти, народы Тосканы, отразились важнейшие черты архитектурного мышления Возрождения.

Тема центрического сооружения

В сочетании купола с укреплявшими восьмигранный барабан апсидами впервые прозвучала важная для Брунеллески и всей культуры Ренессанса тема центрического сооружения. Для нас же существенно отметить, что уже здесь появились по-новому интерпретированные элементы, идущие от античного ордерного языка и смело включенные мастером в средневековый контекст собора: это спаренные коринфские полуколонны с антаблементом на апсидах восьмигранного барабана и волюты венчающего фонаря.  Брунеллески изобретательно воспользовался традиционной для античности формой модульонов, поддерживающих карнизы коринфских храмов, повернул их на 90°, превратив в волюты, решительно увеличил размеры и использовал их не в качестве консолей, но как пластическое завершение идущей от средневековья конструкции — контрфорсов (точнее — аркбутанов) по углам фонаря.

Форму волют в различных поворотах Брунеллески мог видеть на замках триумфальных арок, на кронштейнах под сандриками дверных проемов или на античных саркофагах.

Опубликовано в рубрике: Античные элементы в архитектуре итальянского возрождения

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *