«Вольности», допускаемые Брунеллески в использовании античных ордерных форм | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Искусство Ренессанса » Античные элементы в архитектуре итальянского возрождения » «Вольности», допускаемые Брунеллески в использовании античных ордерных форм

«Вольности», допускаемые Брунеллески в использовании античных ордерных форм

В последующих постройках, о которых мы говорили в предыдущей статье,  Брунеллески широко пользуется античным ордерным языком, и всякий раз исследователь наталкивается в них на формы, казалось бы, традиционные, а вместе с тем необычные, и на приемы, нарушающие распространенные и классической архитектуре композиционные принципы.

Так, нередко вызывают недоумение исследователей вертикальные отрезки антаблемента над колоннами в церквах Сан-Лоренцо и Сан-Спирито. Этот прием встречается в античности, например, в мавзолее Санта-Констанца в Риме (ср. также крайние колонны арки Константина там же). У Брунеллески он служит не только для того, чтобы повысить аркаду и боковые нефы базилики, но и чтобы связать отдельно стоящие опоры с ордерной разработкой стен церкви.

Странной казалась непомерно широкая расстановка пилястри как бы случайное столкновение их в углах интерьеров сакристии Сан-Лоренцо и капеллы Пацци, а также слишком маленькие, словно игрушечные, консоли между пилястрами; явно неспособные держать неконструктивный антаблемент. Мы предложили объяснение этих приемов  желанием Брунеллески сознательно подчеркнуть условное, метафорическое значение ордера, привлечь внимание к несущей, тектонической роли стены, жемчужно-серый цвет которой расширял пространство, как бы дематериализовал стену.

Во дворе монашенок, позади, знаменитого портика дельи Инпоченти, Брунеллески ставит колонну на продольной оси. Опоры, а не проемы размещены им и на осях ветвей креста, лежащего в основе плана церкви Сан-Спирито (на главной ветви креста зодчий принужден был отступить от первоначального замысла ради устройства осевого входа в церковь).

В обоих случаях цель этого приема — подчеркнуть совершенную завершенность и замкнутость окруженного аркадой пространства. Брунеллески здесь практически изобретает заново прием, уже встречавшийся в истории архитектуры: образцы его дал величайший мастер древнегреческой классики Иктин (мы имеем в виду колонны, замыкавшие по оси целлу Парфенона и целлу храма Аполлона в Бассах), произведения которого, естественно, не были известны Брунеллески.

В палаццо ди Парте Гвельфа Брунеллески впервые выводит ордер на фасад дворца, где условный, неконструктивный смысл пилястр во втором ярусе лишь выявляет значение основного объема. Угол этого объема виден между раздвинутыми пилястрами, тогда как массивность его кладки подчеркнута (в цокольном ярусе) врезанной в нее колонкой.

В обработке стен неоконченной церкви Санта-Мария дельи Анджели обломы, обрамляющие арочные ниши, превращаются в плинт, обходят по периметру проем, соединяющий соседние ниши, и появляются в качестве базы утопленной или как бы растворяющейся в стене пилястры. Здесь как бы предвосхищены черты позднего ренессанса и барокко, искавших в ордерной лексике средства для усиления пластической выразительности стены.

Опубликовано в рубрике: Античные элементы в архитектуре итальянского возрождения

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *