Взаимоотношения ордера и стены в древнеримской архитектуре | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Искусство Ренессанса » Античные элементы в архитектуре итальянского возрождения » Взаимоотношения ордера и стены в древнеримской архитектуре

Взаимоотношения ордера и стены в древнеримской архитектуре

Взгляд на сочетание ордера со стеной как на декоративный прием находит, казалось бы, подтверждение в трактате Витрувия, у которого ордера подробно рассматриваются в связи с украшением — одной из категорий его архитектурной эстетики. Однако латинское decor означает не только украшение, но скорее благолепие или достойное благообразие. Что касается художественно-содержательного взаимодействия ордера со стеной, то эта тема не привлекла внимания Витрувия и его ренессансных комментаторов, включая Альберти, и была затронута (но отнюдь не исчерпана) лишь с конца XIX в., начиная с работ Г. Вельфлина в связи с изучением архитектуры барокко и вплоть до современных исследований П. Портогези.

Древнеримская архитектура

Древнеримская архитектура

Прослеживая реальные взаимоотношения ордера и стены в древнеримской архитектуре, развитие которой было известно Витрувию примерно лишь до 30-х гг. I века до н. э., мы неизбежно приходим к выводу, что соответствующие приемы весьма многообразны, содержательны и не могут рассматриваться только как украшение, но являются важным средством характеристики сооружений и формирования художественных образов в архитектуре.

Это можно было бы показать на многих примерах, дополнивших, не всегда удачно, эллинскую практику (анты, пилястры, полуколонны). Так, в римском Табуларии колонны по сторонам арочных проемов как бы врезаны в стену, подчеркивая ее массивность.

Многие проемы ордерной аркады Табулария были заделаны средневековой кладкой, которая подчеркнула основную плоскость фасада, заданную первоначально его теговыми частями. Именно таким, т. е. с утопленными полуколоннами, и видели его Ерунеллески и другие архитекторы, изучавшие в Риме античную архитектуру.

В Колизее первичность стены и вторичность ордерной темы неясна, хотя именно стена с ее арками и сводами является основой всей структуры амфитеатра. В амфитеатре в Ниме, наоборот, метафорическое или художественно условное (а не конструктивное) значение ордера явственно показано посредством сильной раскреповки, т. е. излома антаблемента над колоннами, которые связаны с несущей стеной разве что в качестве контрфорсов.

Опубликовано в рубрике: Античные элементы в архитектуре итальянского возрождения

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *