Архитектурные ордера — выразительный язык архитектуры Возрождения | Искусство эпохи Импрессионизма
Главная » Искусство Ренессанса » Античные элементы в архитектуре итальянского возрождения » Архитектурные ордера — выразительный язык архитектуры Возрождения

Архитектурные ордера — выразительный язык архитектуры Возрождения

Эпохе Ренессанса мы обязаны двумя новыми типами или системами художественного выражения: это станковая картина и новая ордерная архитектура. В основе выразительных средств, или, иначе, языка архитектуры, лежит лексика, ложившаяся в процессе долгого исторического развития итальянского зодчества от античности и до позднего средневековья.

Архитектурные ордера

Архитектурные ордера эпохи Возрождения

Архитектурные ордера образуют важную, хотя и не единственную часть этой лексики. Роль ордеров в развитии выразительного языка архитектуры Возрождения, в особенности взаимодействие ордера со стеной, и составляет предмет настоящего раздела сайта http://muradeli.ru. Попытаемся осветить эту тему на некоторых примерах из практики итальянского зодчества (которая неизмеримо богаче теории, зафиксированной в трактатах), не касаясь типологии сооружений и других проблем.

В монументальном зодчестве Древнего Рима ведущую роль играла стена, а с нею арка и свод. Ордер же применялся либо обособленно в портиках рынков, форумов, вилл и отдельных сооружений, либо в более тесной связи с основным элементом архитектуры — стеной, как это имеет место в многочисленных триумфальных арках, нимфеях, термах, скенах театров.

В этих случаях ордер, наложенный на стену (в виде полуколонн или пилястр) или приставленный к ней, не работал конструктивно, что породило мнение о декоративной сущности всякого применения ордера по отношению к стене не только в архитектуре Древнего Рима, но и Возрождения. ) Однако у Я. Буркхардта еще не встречается: такой однозначной оценки.

Она сложилась лишь к началу нашего века у О. Шуази и отразила не только инженерный подход этого крупного исследователя, но и характерное для того времени осознание глубокого разрыва между структурой здания и его эклектическим украшением традиционными (в первую очередь классическими) формами. Протест против такого разрыва достиг вершины у авангардистов начала XX в. (включая молодого Ле Корбюзье и других конструктивистов) и оказал сильнейшее влияние на последующие работы по истории европейской архитектуры.

Напомним, что О. Шуази первый в нашем столетии издал подробно комментированный перевод Витрузия: Choisy Ли. Vitruve. Paris, 1909, vol. 1—4. Ему принадлежат также переведенные на многие языки специальные инженерные и эпиграфические исследования по архитектуре греков и римлян (рус. пер.: Шуази О. Строительное искусство древних римлян. М., 1938. 166 с. ), которые в большой мере предопределили взгляды историков архитектуры начала нашего века на соотношение конструкций и архитектурных форм.

Опубликовано в рубрике: Античные элементы в архитектуре итальянского возрождения, Искусство Ренессанса

«« Предыдущая статья: 

»» Следующая статья: 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *